Функциональная грамотность

Краевый  чемпионат по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края «ПолиГрам – 2022»

  7 декабря команда педагогов  нашей школы: Красмик Марина Сергеевна, Лунёва Ольга Николаевна, Васильев  Михаил Валерьевич,  приняли участие в  I Краевом чемпионате по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края «ПолиГрам – 2022», организатором которого стал Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Целью Чемпионата стало  выявление высокомотивированных, творческих учителей, а также развитие у педагогов компетенций, связанных с формированием у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных компетенций.

Для педагогов было предложено за 120 минут ответить на 53 вопроса, по 6 видам функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, цифровой грамотности, финансовой грамотности, здоровьесберегающей грамотности, а также 2 метапредметным компетенциям: креативному мышлению, критическому мышлению.

Все задания были интересными, требовали внимательного прочтения, анализа. Педагоги нашей школы успешно справились с заданиями.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 это уровень знанийумений и навыковобеспечивающий нормальное функционирование личности 

в системе социальных отношений

который считается минимально необходимым для осуществления 

жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность​ Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции ​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы

образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:

https://resh.edu.ru/instruction

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

3. Открытые задания: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования :http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности: https://uchitel.club/events/vebinary/filter

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

Финансовая грамотность:

Читательская: грамотность: 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии наук»

СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-учебник

Тренажёр по формированию ФГ 1 класс

Тренажёр по формированию ФГ 2 класс

Тренажёр по формированию ФГ 3 класс

Тренажёр по формированию ФГ 4 класс

Функциональная грамотность. Нормативные документы.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо №ТВ-94/04 от 26.01.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» Скачать
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо №04-238 от 22.03.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» Скачать
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ Стеклозаводской СОШ «Формирование функциональной грамотности школьников» 2021-2022 уч.г. План по формированию ФГ на 2021-2022 уч.г

План мероприятий по формированию ФГ обучающихся в МБОУ Стеклозаводской СОШ на 2022-2023 уч.гг.

Приказ МБОУ Стеклозаводской СОШ об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников в 2021-2022 уч.г. Приказ по формированию ФГ на 2021-2022 уч.г

Приказ по формированию ФГ в МБОУ Стеклозаводской СОШ обучающихся на 2022-2023 уч.г

 

Анкета по профессиональным затруднениям педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности ФГ анкета
Аннотации к РП учебных курсов педагогов Финансовая грамотность 7 класс

Читательская грамотность 6 класс

 

Дата обновления страницы: 19.12.2022

Сведения об образовательной организации

Навигатор дополнительного образования Красноярского края

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122