История школы

Школа. Это не просто здание. Это целая жизнь для каждого, сидящего за ученической партой. Поэтому все, что касается истории нашей школы для нас интересно и значимо.

Поселку нашему около двухсот лет, поэтому и история образования здесь исчисляется многими десятилетиями.

В 1888 году здесь был открыт Знаменский женский монастырь. При нем с 1990-го года действовала церковно-приходская школа, которая занималась обучением девочек.

С переходом завода во владение Даниловых изменилось и отношение к образованию в поселке. Как уже говорилось, братья Даниловы были образованными людьми с меценатскими наклонностями. Поэтому открытие школы в поселке явилось вполне объяснимой инициативой Виктора Александровича. В годы бурно ведущегося строительства, связанного с реконструкцией завода, было построено и здание новой школы.

Как вспоминал первый учитель заводской школы, распахнувшей свои двери для всех желающих в 1913 году, Илья Степанович Кашин, Данилов сам лично подбирал учителя в городе Красноярске. Он искал человека, способного не только обучить грамоте, но и способного прививать любовь к музыкальным познаниям. Таким подходящим и оказался И.С. Кашин, с которым был подписан контракт о найме.

Молодой учитель Кашин, одаренный незаурядными способностями, буквально перевернул бездуховную жизнь заводского поселка. С первых же шагов своего пребывания он организует из детей и взрослых рабочих кружки спевок. Обладая музыкальными данными, сам умеющий и играющий на скрипке, Кашин организует из рабочих струнный оркестр. Несмотря на то, что любимым инструментом Ильи Степановича была скрипка, он мог играть, причем по нотам, и на других струнных инструментах и на фортепиано. Обладал он и художественными способностями. Он организовал детский и взрослый драматические кружки. В 1914-15 годах среди постановок были такие серьезные пьесы, как «Папаша», «На дне». Главные роли в постановках исполняли как сам Кашин, так и одаренные рабочие. Когда этот хрупкий молодой учитель все успевал, остается только удивляться.

Если первый год учительства у него было мало учеников, то по прибытию на завод новых рабочих с детьми их количество увеличилось, и уже на второй год он занимался в две смены. При этом нужно учесть подготовку концертов, пьес, а также то, что декорации, костюмы, грим он так же готовил сам. А по ночам в его дневниках появлялись наброски будущих мероприятий.

Будучи человеком творческим, Кашин страстно обожал природу. Ему очень нравилось то место, где ему пришлось работать: сосновый бор, тянущийся по возвышенностям за заводом, за церковью до самого монастыря, низменное подножие вдоль Качи, украшенное разнолесьем, изрезанное речушками, ручьями. Часто он уходил в лес, чтобы почитать, помечтать, подышать лесным ароматом. Эту любовь к природе он прививал и своим ученикам, устраивая походы в лес, беседуя о красоте окружающей среды. А заканчивались такие походы играми и пением, репетициями. Такие же прогулки в лес организовывал он и со взрослыми, в ходе которых велись разговоры о жизни, обсуждались постановки, в том числе и неудачные, и даже проводились репетиции. А в выходные дни организовывал он более дальние походы в верховье Качи с ночевками на скалах. Выбирали самые красивые места для остановки на ночлег, чтобы ранним утром встречать восход солнца.

Илья Степанович Кашин – первый учитель Стеклозаводской школы – посеял зерна культуры на поле духовной жизни заводского поселка, давшие огромные всходы, продолжавшие бурно расти даже после его отъезда отсюда, независимо от трудностей жизни. Илья Степанович Кашин умер 9 января 1963 года. Но в нашей памяти он навсегда остался человеком, внесшим неоценимый вклад в историю образования в нашем поселке.

В трудные годы разрухи после Гражданской войны вопрос об образовании оставался одним из самых острых. В связи с тем, что профессия стеклодува традиционно осваивалась с детства, изменить эту практику в одночасье не представлялось возможным. И, чтобы ликвидировать пробел безграмотности среди работающих подростков и подготовить теоретически к освоению профессии, возник вопрос об открытии при заводе  школы фабрично-заводского обучения, которая и была открыта 1923 году.

Общеобразовательная школа продолжает развиваться в ногу со временем. Новая власть уделяет много внимания образованию. Школа была преобразована в неполную среднюю (7-милетку). Педагогический коллектив увеличился. Первый выпуск десятиклассников нашей школы датируется 1939 годом. Пятеро из девяти работавших тогда учителей отдали свои жизни за свободу Родины. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны и пятеро выпускников первого выпуска.

Новое двухэтажное здание школы было построено к середине 40-х годов. Но очень быстро оно морально устарело, так как количество учащихся было большим, чем могло вместить это здание. И в 1975 году 17 января состоялось открытие нового современного здания школы, в котором мы находимся и сегодня.

Стеклозаводская школа в 60-е – 70-е годы славилась на весь край уровнем подготовки учащихся. Выпускники школы успешно сдавали вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Школой накоплен богатый опыт методической работы. Учителей нашей школы очень высоко оценивали в районе, в крае.

В течение многих лет директором школы был Ряннель Вениамин Васильевич. В 1967 году он взвалил на свои плечи нелегкий груз ответственности за судьбу школы. До 1980 года он был бессменным директором одной из самых крупных в районе школ. Вениамин Васильевич был не только хорошим директором. Его уроки литературы были любимыми не у одного поколения учеников. Выпускники школы и сегодня вспоминают его самыми добрыми и теплыми словами.

Вениамин Васильевич был не только замечательным учителем. Он был человеком  разносторонним, талантливым, горячо любил природу. Эту любовь он прививал и своим ученикам, организовывая походы в окрестностях поселка и далеко за его пределами. Сам страстно увлеченный фотографией, и у своих учеников он развивал способность уметь увидеть и запечатлеть красоту родной земли, великолепие окружающей природы, неповторимость момента.

Творческая натура этого замечательного человека проявлялась во всем, начиная от уроков, заканчивая стихами, посвященными жене. Глядя на его рисунки, не перестаешь удивляться, как разнообразно талантлив был этот человек. Виды природы, написанные его рукой, восхищают правдивостью изображения, силой творческой мысли. Чуткое понимание окружающего мира позволяло ему в самых простых вещах видеть красоту, скрытую на первый взгляд. Он обрабатывал камни, делая из них произведения искусства, он мог в обычном корешке увидеть целую жизнь.

В истории нашей школы всегда было много выдающихся учителей. Мы гордимся тем, что у нашей школы такая богатая история и надеемся оставить в ней свой яркий след.