Структура и органы управления образовательной организацией

 

 

Структура управления школой

Управление школой осуществляется на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, Уставом общеобразовательного учреждения, нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки, педагогического Совета и органов общественного самоуправления школы.

Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность, связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой — модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

-полный охват направлений работы;

-координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

-адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

-использование в управлении школой современных информационных технологий;

-оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Структура управления в школе построена с целью обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в интересах всех участников этого процесса.

Управление школой невозможно без серьезной аналитической базы. Объектами управленческого анализа в школе являются все основные сферы образовательной практики: процесс обучения и воспитательная работа, система управления, материально-техническое и кадровое обеспечение, взаимодействие с общественностью.

Управленческие решения, принимаемые в школе, опираются на серьезную аналитическую базу.

Основными стратегическими задачами, над решением которых работает руководство школы, являются:

  • повышения качества образования;

  • улучшение условий обучения детей;

  • совершенствование профессиональной компетенции педагогов;

  • расширение ресурсной базы учреждения;

  • принятие управленческих решений.

Тип управления, сложившийся в ОУ, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.

Основными характеристиками системы управления в школе являются:

  • коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса;

  • предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;

  • возможность обмениваться оперативной информацией;

  • творческое сотрудничество;

  • оптимальное взаимодействие управленцев с участниками образовательного процесса;

  • гибкий демократический стиль руководства.

На базе объективных закономерностей, учет которых облегчает управленческую деятельность и направляет процесс на положительный результат, сформированы принципы: целенаправленности и адресности (определяются цели с дальнейшим прогнозированием, программированием; создаются модели желаемого результата).

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

1 уровень организационной структуры управлениядиректор школы – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательной организации всеми субъектами управления. На этом уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Общее собрание трудового коллектива, Совет Школы, Педагогический совет, ученические органы самоуправления. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития Школы, всех его подразделений.

2 уровень организационной структуры управлениязаместители директора образовательной организации органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства образовательной организацией. Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

3 уровень организационной структуры управленияуровень учителей, функциональных служб, структурных подразделений Школы, предметные методические объединения учителей. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции.

4 уровень организационной структуры управления уровень учащихся, их родителей (законных представителей). Развитие самоуправления на этом уровне  обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества. В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательной организации.

У образовательной организации сформированы коллегиальные органы управления:

Общее собрание работников школы
В состав общего собрания работников школы входят все работники Школы. К
компетенции Общего собрания работников Школы относятся:
 утверждение правил внутреннего трудового распорядка, положение о фонде надбавок и доплат работникам школы;
 принятие решения о необходимости заключения коллективного договора, его обсуждения;
 принятие Устава Школы, изменений и дополнений к нему;
 заслушивание отчета администрации Школы;
 определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание ее членов;
 обсуждение поведения или отдельных поступков члена коллектива Школы и принятие решения о вынесении общественного порицания в случае виновности;
 рассмотрение вопросов и принятие решений о поощрении и награждении членов трудового коллектива.
Общее собрание работников Школы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины списочного состава работников Школы. Общее собрание работников Школы является постоянно действующим
коллегиальным органом управления Школой. Общее собрание работников Школы избирает из своего состава председателя (обычно представителя администрации Школы) и секретаря. Общее собрание работников Школы собирается по мере необходимости, но не реже 2 раз в учебном году. Решения Общего собрания работников Школы принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется решением общего собрания трудового коллектива. Решения общего собрания работников Школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения всеми членами трудового коллектива, а в некоторых случаях и всеми участниками образовательного процесса.

Педагогический совет.
В состав Педагогического совета входят все педагогические работники Школы, заведующий библиотекой.
К компетенции Педагогического совета относятся:
 обсуждение и проведение выбора образовательных программ, различных вариантов содержания образования, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
 обсуждение и (или) утверждение плана работы Школы, учебных планов, календарного учебного графика, локальных актов Школы (Правила поведения учащихся, положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся и др.);
 рассмотрение и направление на утверждение в Совет школы образовательной программы школы;
 утверждение авторских и модифицированных программ педагогических работников;
 обобщение и пропаганда опыта педагогических работников, внедрение в практику достижения педагогической науки, педагогического опыта;
 организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
 подведение итогов образовательной деятельности, анализ результатов деятельности педагогического коллектива, оценка деятельности членов педагогического коллектива;
 заслушивание информации, отчетов о работе педагогических работников;
 принятие решения о формах и порядке проведения промежуточной аттестации по результатам учебного года об освобождении учащихся от промежуточной аттестации, о допуске учащихся к государственной (итоговой) аттестации;
 принятие решения о переводе учащегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также по согласованию с родителями (законными представителями) учащегося о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжение обучения в форме семейного образования;
 принятие решения об исключении учащегося из Школы в соответствии с действующим законодательством;
 приятие решения и ликвидации или сокращении общеобразовательных или профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов;
 принятие решения о выдаче учащимся документов государственного образца;
 принятие решения о награждении учащихся за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
 ходатайство о награждении педагогических работников Школы государственными и ведомственными наградами, принятие решения о поощрении педагогических работников;
 избрание представителей педагогического коллектива в Совет Школы;
 принятие решений о сотрудничестве Школы с учреждениями высшего и профессионального образования и иными образовательными учреждениями по вопросам учебно-воспитательной работы Школы;
 принятие решения по другим вопросам деятельности Школы, предусмотренными Уставом или локальными актами Школы.
Руководство деятельностью Педагогического совета осуществляет председатель, которым является директор школы. Председатель руководит работой Педагогического совета Школы, проводит его заседания. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря. Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления Школой. Педагогический совет собирается Председателем по плану, но не реже 4 раз в год.
Заседания Педагогического совета Школы являются правомочными, если на них присутствовало не менее 2/3 педагогических работников Школы, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих педагогов. При равном количестве голосов решающим является голос Председателя Педагогического совета. Процедура голосования определяется Педагогическим советом Школы. Решения Педагогического совета являются обязательными для педагогического коллектива Школы, а в иных случаях и для других участников образовательного процесса. На заседании Педагогического совета ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем.

Совет школы
В Школе действует Совет Школы, вы задачи которого входят:
 утверждение программы развития Школы, образовательной программы, публичного доклада;
 разработка и внесение на рассмотрение администрации предложений по совершенствованию организации образовательного процесса;
 создание комиссии в случае несогласия учащегося, его родителей (законных представителей) с годовой (итоговой) оценкой;
 заслушивание отчетов администрации по важнейшим вопросам жизнедеятельности Школы; внесение предложений об изменении и дополнении Устава Школы и направление их для принятия в Общее собрание трудового коллектива
 принятие для рассмотрения заявлений от работников Школы, учащихся, их родителей (законных представителей) по любым вопросам, связанным с общим управлением Школой;
 рассмотрение конфликтных ситуаций между педагогическими работниками и учащимися;
 принятие решений по другим важнейшим вопросам деятельности Школы, не отнесенным в компетенции директора и других органов самоуправления Школы. Совет Школы избирается сроком на 2 года. Совет Школы избирает из своего состава Председателя, который руководит работой Совета, проводит его заседания и подписывает решения. Для ведения протокола заседания Совета школы из его членов избирается секретарь. Совет Школы собирается не реже 2 раз в год. Решения Совета Школы принимаются открытым голосованием. Заседания Совета Школы являются правомочными, если на них присутствовало не менее 2/3 его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов. При равном количестве голосов решающим является
голос Председателя Совета Школы.

Общешкольное родительское собрание
В компетенции Общешкольного родительского собрания входят:
 избрание представителей от родителей (законных представителей) учащихся в Совет Школы, Попечительский совет Школы;
 внесение предложений директору Школы по совершенствованию образовательного процесса;
 взаимодействие с педагогическим коллективом Школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

Школьное ученического самоуправления  является органом ученического самоуправления школы. Решения ученического совета обязаны выполнять все обучающиеся школы. Ученический совет:

  • организует работу детского коллектива школы;

  • принимает решение о проведении досуга, познавательной и трудовой деятельности обучающихся;

  • обсуждает формы работы;

  • привлекает обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях;

  • является разработчиком и организатором школьных праздников.

Профсоюзный комитет
Профсоюзный комитет осуществляет свои полномочия строго в соответствии с законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а именно:
 способствует созданию нормального микроклимата в коллективе;
 участвует в проведении аттестации педагогических работников и аттестации рабочих мест;
 осуществляет контроль правильного проведения тарификации педагогических работников, за своевременной выплатой заработной платы;
 осуществляет контроль соблюдения и эффективного использования работающими режима рабочего времени;
 обеспечивает для членов профсоюза необходимую бесплатную консультацию, защиту в случае индивидуального трудового спора;
 обеспечивает стабильность работы коллектива на срок действия коллективного договора при выполнении администрацией всех его положений.

В школе ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников в наиболее оптимальных для школы формах. С этой целью в школе создаются школьные методические объединения, действующие на основании положения о методическом объединении. Руководитель методического объединения выбирается из состава членов ШМО и утверждается директором школы.

К компетенции методических объединений относится:

  • организация деятельности, направленной на удовлетворение информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования школы;

  • содействие выполнению целевых, федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ; обновлению структуры и содержания образования, педагогичеСкого мастерства педагогов;

  • организация проведения семинаров, организационно-деятельностных игр, практикумов, мастер-классов;

  • выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

  • предварительное рассмотрение и утверждение планов семинаров, конференций, рабочих программ;

  • организация и проведение методической работы по предмету (предметам);

  • организация внеклассной деятельности обучающихся;

  • анализ результатов образовательного процесса. 

Творческие группы учителей — временная группа педагогического коллектива, объединяющая учителей одного или различных предметов. Состав группы выбирает руководитель, организующий разработку и реализацию данной проблемы.

Творческие группы учителей создаются:

  •  для решения определённой учебной или воспитательной проблемы;

  • готовят рекомендации по использованию созданного опыта.

Положение о НОУ(научном сообществе учащихся)

Положение о Совете школы

Положение о школьном ученическом совете

Положение о методическом совете школы

Положение об организации деятельности общешкольного родительского собрания