Краевый чемпионат по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края «ПолиГрам – 2022»
7 декабря команда педагогов нашей школы: Красмик Марина Сергеевна, Лунёва Ольга Николаевна, Васильев Михаил Валерьевич, приняли участие в I Краевом чемпионате по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края «ПолиГрам – 2022», организатором которого стал Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Целью Чемпионата стало выявление высокомотивированных, творческих учителей, а также развитие у педагогов компетенций, связанных с формированием у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных компетенций.
Для педагогов было предложено за 120 минут ответить на 53 вопроса, по 6 видам функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, цифровой грамотности, финансовой грамотности, здоровьесберегающей грамотности, а также 2 метапредметным компетенциям: креативному мышлению, критическому мышлению.
Все задания были интересными, требовали внимательного прочтения, анализа. Педагоги нашей школы успешно справились с заданиями.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности
в системе социальных отношений,
который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы
образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:
https://resh.edu.ru/instruction
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
3. Открытые задания: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования :http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности: https://uchitel.club/events/vebinary/filter
8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Финансовая грамотность:
Читательская: грамотность:
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии наук»
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-учебник
Тренажёр по формированию ФГ 1 класс
Тренажёр по формированию ФГ 2 класс
Тренажёр по формированию ФГ 3 класс
Тренажёр по формированию ФГ 4 класс
Функциональная грамотность. Нормативные документы.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо №ТВ-94/04 от 26.01.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» | Скачать |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо №04-238 от 22.03.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» | Скачать |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ Стеклозаводской СОШ «Формирование функциональной грамотности школьников» 2021-2022 уч.г. | План по формированию ФГ на 2021-2022 уч.г
План мероприятий по формированию ФГ обучающихся в МБОУ Стеклозаводской СОШ на 2022-2023 уч.гг. |
Приказ МБОУ Стеклозаводской СОШ об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников в 2021-2022 уч.г. | Приказ по формированию ФГ на 2021-2022 уч.г
Приказ по формированию ФГ в МБОУ Стеклозаводской СОШ обучающихся на 2022-2023 уч.г
|
Анкета по профессиональным затруднениям педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности | ФГ анкета |
Аннотации к РП учебных курсов педагогов | Финансовая грамотность 7 класс |